
Випассана в лесном монастыре Там Вуа
Об этом монастыре уже очень много информации в сети. В том числе и на русском языке. Поэтому в монастырь тянутся иностранцы со всего света провести несколько дней в медитации и уединении. Расположен монастырь по дороге от Пая на Мэ Хонсон. Мы добирались до монастыря на байке из Чианг Мая. Также до монастыря можно добраться общественным транспортом — автобусом, минибасом. Кто-то вообще автостопит.
Мы провели в монастыре 6 дней в начале апреля. Кроме медитации и поисков внутренних ориентиров мы так же хотели спрятаться от безумного празднования тайского нового года — Сонгкран. За несколько лет, проведенных в Тайланде, уже изрядно подустали от всех этих шумных и многодневных водных баталий. 1-2 дня это можно перенести, но недельные загулы — это уже слишком. Тем не менее, по дороге в монастырь мы таки словили ведро воды. Как говорится, кто празднику рад, тот за неделю мокрый.
В монастырь может приехать каждый желающий и провести там столько времени, сколько он считает нужным. По приезду вам необходимо найти настоятеля монастыря и попросить его разрешения остановиться в монастыре. Пра Луангта (так его зовут), к слову сказать, препозитивнейший человек. С радостью принимает гостей, охотно делится информацией и отвечает на вопросы, хорошо говорит на английском, легко объясняет сложные мысли, адаптируется к уровню собеседника и говорит на его языке, его понятиями. Улыбка редко покидает его лицо, даже наставления дает с шутками и прибаутками. Он радушно принял нас и разместил в отдельный домик.
Монастырь расположен в удивительно красивом месте. Окружен со всех сторон горами. На территории монастыря нет привычных храмов. Как говорит настоятель: «Природа — это самый прекрасный храм». В ночное время, когда выключают все фонари, темнота кромешная. Разницы между открытыми глазами и закрытыми — никакой. И обалденное звездное небо.
Вот так выглядят домики снаружи. Внутри это аскетичная комнатушка без мебели. Циновка с тонким матрасиком на голом полу, небольшая подушка и одеяло. Туалет и душ в домике сделаны в тайском стиле. Воду в домике временами отключали, поэтому мы старались держать бак с водой всегда полным.
Есть еще большие гостевые дома на 30 человек. Тот же самый антураж, большая комната на 30 циновок, окна, дверь. Душ и туалет общий.
В монастыре все ходят в белых одеждах. Поэтому мы заранее закупили в Теско белые футболки, белое нижнее белье, белые носки. Одежду можно попросить и в самом монастыре, многие оставляют после себя вполне приличные и новые штаны, футболки, рубашки и пр. Но, все таки, лучше взять свое, так оно гигиеничнее. Как мы в дальнейшем шутили, длительность пребывания человека в монастыре можно определить по засиженности штанов:) У некоторых мужчин штаны выглядели крайне грустно, хотя на территории монастыря есть стиральная машинка и все необходимое для стирки.
Говорят, что монастырь может принимать до 250 человек одновременно. На момент нашего пребывания в монастыре находилось около 30 человек, приехавших на випассану. В основном это были фаранги, но на дни праздников приезжали и тайцы. Кроме медитирующих в монастыре было 5 монахов и человек 7 мирян, которые помогают вести хозяйство.
На пару дней в монастырь приезжали саманеры. Около 40 детей на вид от 7 до 14 лет в оранжевых монашеских одеждах внесли небольшую суматоху в размеренную жизнь монастыря.
Расписание дня в монастыре каждый день одинаковое. Подъем в 5 утра, отбой в 10. Три медитации за день — утренняя, дневная и вечерняя. Самые комфортные и продуктивные для нас оказались утренняя и вечерняя. Днем было нереально жарко и мозг плавился, не желая концентрироваться.
Утром и вечером медитация состоит из ходячей медитации, сидячей и лежачей. В общей сложности все это длится 2 часа. Вечером — чтение мантр и сидячая медитация. Лучше всего у нас удавались ходячая и сидячая медитации. Во время лежачей то и дело раздавался храп и сладкое сонное сопение. Также, в горах есть пещеры, в которые многие ходили медитировать днем, когда было жарко и тяжело.
Для усиления эффекта от медитации и пребывания в монастыре, каждый может хранить молчание. Вы просто вешаете себе на грудь табличку «Silence» и никто с вами разговаривать не будет. Иногда, после особенно удачных медитаций, действительно не хотелось разговаривать.
Еда в монастыре вегетарианская. Она легкая для организма и помогает процессу медитации. Стандартное меню на завтрак и обед — рис и тушеные овощи, иногда с примесью соевого мяса или рисовой лапши. Иногда были еще фрукты или печенье. Последний прием пищи с 11 до 12 часов. После этого можно только пить напитки. В свободном доступе всегда были вода, чай, кофе. В праздничном новогоднем меню добавлялся компот и банановое варенье.
Во время завтрака и обеда лучше всего не зевать. В принципе, еды всем хватало, но бывали моменты, когда последним не доставалось фруктов или чего-то еще. Многие старожилы относились к этому философски и довольствовались малым.
Для тех, кто не может перенести тяготы монастырского режима питания, практически при входе в монастырь работает Friends store с широким ассотриментом соков, печенья, шоколадок и прочих лакомств.
Лучше всего ехать в монастырь с точки зрения погоды, наверное, зимой. В апреле было холодно ночью и жарко днем. В дождливый сезон будет сыро и много комаров, которые будут мешать медитировать. А вот зимой, хоть по ночам и будет очень холодно, но днем будет комфортно. Поэтому, если собираетесь посетить монастырь в ноябре-феврале, берите с собой побольше теплых вещей.
Кроме того, нам показалось, что можно взять с собой какое-то медитативное занятие. Духовная литература, вязание, вышивание и все в таком роде. У вас будет много свободного времени, а заниматься чем-то активным, загружающим мозг и побуждающим эмоции, не рекомендуют. А что-то такое легкое вполне пригодится. И время проведете, и полезное на выходе получите.
Перед отъездом вам нужно попрощаться с настоятелем, получить его благословение на путь-дорожку и поднести пожертвование на ваше усмотрение. Пожертвование можно сделать до обеда. После обеда монах не может принимать ничего и тогда вы можете просто положить конвертик с денежкой в Donation box.
Комментариев (22)
Юля пишет:
07 Июн 2013
ого, искала информацию про Малакку, попала сюда, случайно увидела статью про там вуа и поняла, что мы были там в одно и тоже время.. очень хорошо и доходчиво написано!!! Вообще, блог очень четкий, мне очень понравился.. редко получаю удовольствие такое от чтения.. Молодцы!!
admin пишет:
08 Июн 2013
Большое спасибо, Юля, за такой комментарий! )
Kendoskany пишет:
24 Авг 2013
Привет. Может не внимательно прочел, но лекции там есть как в других ретрит местах или здесь не совсем ретрит, судя по тому, что молчать можно по желанию?
И объективно как оно? Стоит пройти?
А то везде сугубо фанатичные восторженные отзывы в стиле «Я летаю, я в раю!» ))
admin пишет:
28 Авг 2013
Централизованых лекций как таковых нет. Но каждый, по желанию, может подойти и задать свои вопросы. Учительствующий монах на все вопросы отвечает после медитаций, к нему прямо по 2-3 человека стоят в очереди. Можно опять же слушать, что он отвечает другим. Но так чтобы всех согнали и велели записывать — такого нет. Там вообще все очень расслабленно и добровольно. Если человеку надо, он все получит, все узнает. Если не надо, то никакие лекции не помогут. Плюс во время нашей випасаны был очень большой процент уже давно практикующих медитации. Новичков было 1,5 землекопа.
В раю не летали. Было тяжело, совсем другой образ жизни.
Kendoskany пишет:
29 Авг 2013
Спасибо за ответ. Меня режим больше всего пугает, ну и усидчивость, которая у меня отсутствует. ) Вот думаем, сейчас в Чианг Май приехали, нужны ли нам медитации.
admin пишет:
10 Сен 2013
Если у вас нет серьезного настроя и вы воспринимаете випассану как один из пунктиков культурной программы посещения Тайланда, то лучше не тратье время. Вам там будет скучно и тяжело. Все таки к духовным практикам обращаются не ради развлечения, а за решением внутренних проблем и поиском ответов. И, в таком случае, режим дня вообще не важен, а усидчивость сама появляется.
Kendoskany пишет:
10 Сен 2013
Дело не в пунктиках и развлечении, не было б настроя и желания не спрашивал бы. Как раз интересует сама по себе духовная практика. Внутренние проблемы это напускное, они всегда следуют или влекут внешние (от людей зависит). А чтобы искать ответы, нужно сначала задать вопросы. Вот я пока в поисках нужных вопросов, уж извиняюсь за излишнюю философичность. =) Но на самом деле это ведь так, пока не знаешь что спросить, не узнаешь и ответ?! )
В общем просто интересуюсь кому что дают эти практики. Вы нашли ответы? Решили проблемы?
Екатерина пишет:
09 Сен 2013
Простите, у меня такой вопрос — может ли приехать и заниматься человек, не владеющий английским вообще?
Серьёзная ли это преграда? И есть ли на месте переводчик?
admin пишет:
10 Сен 2013
В принципе, вас никто не погонит и все постараются с вами наладить контакт на уровне жестов, взглядов и междометий. Однако, если вы хотите понимать что вам говорят, особенно что говорят учителя про технику медитации, то, конечно, без языка никак. Если вы совсем новичок и вообще ничего не смыслите в медитации, то да, это будет серьезной проблемой. В конце концов медитировать новичку не так уж и просто, и советчик тут необходим. Если вы уже в курсе что и как и просто хотите попрактиковаться в новом и невероятно красивом месте, то проблем никаких. Там вообще можно надеть табличку Silence и к вам вообще никто с разговорами приставать не станет. Ходите сами по себе, медитируйте, постигайте устройство бытия 🙂
Никаких переводчиков там нет, но, возможно, вы будете не одна русская в монастыре. Когда мы там были кроме нас было еще человек 6 русских. Так что, скорее всего, без помощи не останетесь.
Татьяна пишет:
27 Окт 2013
Екатерина, Вы побывали в монастыре? Если да — то как Вы справились, без знания английского языка. Собираемся тоже посетить этот монастырь, но с языком проблема.
Екатерина пишет:
29 Ноя 2013
да, побыла 🙂 во-первых, простите. что поздно отвечаю, скорее всего, уже не актуально, но может это пригодиться другим. ответ мой таков: многое зависит лично от вас — от вашего медитативного опыта, доверия и понимания своих внутренних процессов и тп. .. мне было нормально, отчасти и потому что мне повезло — в тот момент, когда я была в там вуа там тоже жил один русский, который по воле неба помогал мне общаться с монахами. дело в том, что разные монастыри и разные правила. я была до этого в дои сутеп — так вобще было правило соблюдать молчание. в там вуа такого нет — там все болтают. суть в том, что без языка там вы не сможете понять то, что говорит наставник или аббат, пообщаться с монахами (обсудить нюансы свой личной практики).. но без этого обойтись можно — главное это ваша практика и то что происходит внутри вас. плюс есть шанс что на территории будут русские, и есть вера, что они помогут совершить один-два, возможно, значимых для вас разговора.
Татьяна пишет:
01 Дек 2013
Спасибо большое за ответ. Надеюсь и мы справимся. Мир не без добрых людей.
Подскажите как добирались? Где останавливались? Во сколько прибыли в монастырь.?
Сколько дней там пробыли?
Каковы пожертвования на данный момент.
admin пишет:
05 Дек 2013
Ответ от Ольги, она по ошибке отправила его нам на почту:
Здравствуйте! Вчера уехала из монастыря, пробыла 4 дня, мне очень понравилось. Пожертвования на свое усмотрение, но если интересно, я оставила 500 бат.Добиралась на автобусе из Чианг Мая в сторону Мэ Хонг Сона, попросила водителя остановиться на развилке и назвала монастырь, потом пешком минут 20 и вы в монастыре, прибыла вечером, но поскольку по дороге еще парочка двигалась в том же направлении, нас быстро расселили, а вообще вечером с 18.00 начинается вечерняя медитация и абат будет занят, а потом я не знаю будут ли вас расселять, езжайте днем. Встретитись с абатом, скажете что хотите и на сколько вы приехали.
Петр пишет:
14 Ноя 2013
Доброго времени суток 🙂
Нашел ваш сайт, когда искал информацию про Пай. Буду в Пае через пару недель. Я фотограф и мне бы очень хотелось побывать в этом монастыре. Если знаете, подскажите пожалуйста, от Пая далеко до монастыря? И Возможно ли туда приехать на денек-два просто чтобы пофотографировать людей и помедитировать само собой. Я ни разу не был в таких местах, поэтому не знаю.
Спасибо.
Elizaveta пишет:
15 Ноя 2013
Петр, монастырь примерно в 80-100 км от Пая, но дорога там горная и крутая, поэтому ехать будете медленно. Мне кажется, тем, кто находится на медитации не очень бы понравилось, если бы их приехали фотографировать, но вы можете попробовать 🙂
Ольга пишет:
29 Ноя 2013
Скажите медитации посещать обязательно? И сколько денег в благодарность положить по окончании проживания в монастыре?
Екатерина пишет:
29 Ноя 2013
Медитации посещать обязательно. Как-то в первый день, я пропустила первую медитацию — и мне около пяти раз сделали выговор все кто только мог 🙂 Так что режим и установленный график просят соблюдать. НО пожив неделю мне сказали, что есть возможность поговорить лично с Аббатом или Наставником и получить разрешение ИНОГДА пропускать общие медитации, но с учётом, что в это время вы будете делать свою практику. Короче, получить разрешение на индивидуальный режим)
Ольга пишет:
29 Ноя 2013
Смогу я из Пая добраться до монастыря автостопом или лучше взять мотобайкера? Посоветуйте, что лучше. Я давно практикую медитации и йогу, такой режим мне привычен. Скажите могу ли я помимо медитативных практик, делать свои физическике упражнения -гун-фу и тай-цзи?
Лена пишет:
15 Янв 2014
А с детьми можно туда приехать или так не принято?
admin пишет:
15 Янв 2014
Ну вообще это не место отдыха с детьми, это место духовного развития. Если дети уже взрослые, понимают что к чему и смогут соблюдать ритм жизни и никому не мешать, то может и можно попробовать. Тайцы с детьми приходили только на полдня в честь праздника. Типа как у нас в храм на службу. А так с детьми никого не было.
Роман пишет:
03 Дек 2014
Было бы круто один раз добавить карту или координаты широта долгота… Чем всем кому интересно лазить в Гугл и искать где это находится
Сергей пишет:
02 Июн 2015
Скажите пожалуйста,как долго можно русскому там оставаться и поподробнее маршрут расскажите,спасибо